Введение
Расширение практики применения полиграфа в различных областях жизнедеятельности общества свидетельствует о том, что увеличивающиеся ряды полиграфологов пополняют люди, имеющие различную первичную профессиональную подготовку как гуманитарной, так и технической направленности. Среди них значительную часть составляют бывшие сотрудники различных правоохранительных органов, которые обычно обладают профессионально развитыми навыками проведения опросов и допросов, однако редко имеют хорошую подготовку в области анатомии и физиологии человека, нередко обладают сведениями в этой области лишь в рамках школьного курса биологии. А некоторые из их числа, ввиду имевших место в недавнем прошлом деструктивных изменений в сфере школьного образования, к сожалению, характеризуются практически полным отсутствием знаний по данным дисциплинам. В то же время получение валидной и полезной информации в ходе тестирования на полиграфе, основанной на анализе и оценке психофизиологических реакций, требует хорошего понимания практикующими полиграфологами принципиальных основ анатомии и физиологии человека.
В настоящее время при желании можно найти большое количество учебных пособий по указанным предметам как в сети интернет, так и в специализированных книжных магазинах. Эти учебные пособия характеризуются разным уровнем сложности и предназначены для различных целевых групп пользователей, однако полноценного учебно-справочного материала, рассчитанного на лиц с исходно ограниченным уровнем знаний в сфере наук о человеке и подготовленного специально для специалистов в области тестирования на полиграфе, пока не существует. Поэтому настоящую публикацию авторы рассматривают как попытку восполнить указанный выше информационный пробел в системе подготовки полиграфологов с целью повышения уровня их профессиональной компетентности.
Как известно, основу методов «психофизиологической оценки достоверности информации (ПФОДИ)» составляют регистрация, анализ и интерпретация данных о состоянии и изменении некоторых физиологических систем организма человека, находящихся под управлением головного мозга. Из этого следует, что профессионалы-полиграфологи должны знать и хорошо понимать причины возникновения психофизиологических изменений, которые они регистрируют и оценивают в ходе тестирований на полиграфе. Другими словами, они должны иметь правильное представление о природе, анатомических и функциональных основ физиологических реакций.
Вопреки существующим наивным представлениям, достоверность информации, сообщаемой человеком, не может быть измерена непосредственным образом (в этой связи всё ещё популярный термин «детекция лжи» является абсолютно ошибочным и должен быть постепенно удален из профессионального словаря полиграфологов). Однако современные научно обоснованные технологии ПФОДИ позволяют получать надёжные статистические оценки вероятности правдивости или ложности ответов на проверочные вопросы, относящиеся к тем или иным событиям или действиям тестируемого лица в прошлом, на основе анализа и оценки реакций в различных физиологических системах организма.
В настоящее время считается, что функционирование организма человека обеспечивается одиннадцатью относительно независимыми физиологическими системами, деятельность которых координируется нервной системой, в первую очередь, центральной нервной системой (ЦНС), её многочисленны- ми специализированными структурами. Благодаря результатам огромного числа исследований, проводившихся на протяжении более 100 лет, физиологи, психологи и психофизиологи, включая полиграфологов, хорошо знают, что регистрация и анализ изменений, наблюдаемых в некоторых физиологических системах организма человека, позволяют получать информацию о том, как мозг воспринимает поступающие извне стимулы и оценивает их значимость. К этим системам, прежде всего, относятся следующие:
- Сердечно-сосудистая система.
- Система дыхания.
- Покрóвная система (кожа).
Полиграфолог-практик обязан знать и понимать, как эти три физиологические системы устроены, функционируют и управляются, как они взаимодействуют друг с другом и в чём заключаются специфические особенности их функционирования у лиц, проходящих тестирование на полиграфе, а также как этим лицам хотя бы в общих чертах объяснить основы физиологии человека на примере простейшего плаката (см. рис. 1).
Первая часть настоящей книги предназначена для самого общего знакомства с основами анатомии и физиологии человека и представляет собой некоторый минимум информации, которой должен обладать каждый полиграфолог.
Содержание второй части представляет собой более развёрнутое изложение наиболее важных положений указанных дисциплин. В отдельные моменты оно может показаться полиграфологам несколько избыточным, однако, по мнению авторов, эта незначительная избыточность должна способствовать лучшему пониманию рассматриваемых вопросов. Следует отметить то, что изложенный объём сведений по анатомии и физиологии человека, несмотря на обширность затронутых тем, всё же предельно сокращён с целью облегчения восприятия представленного материала полиграфологами, не имевшими ранее специальной подготовки в соответствующих областях. Наиболее сложные для восприятия неподготовленным читателем разделы вынесены в Приложение.
В зависимости от желания, готовности, настроения и имеющегося времени читать данную книгу можно по-разному, а именно:
- ✔ Можно прочитать только выделенные цветом блоки рекомендаций и советов полиграфологам и связанный с ними близлежащий текст.
- ✔ Можно прочитать только первую часть книги, содержащую кратчайшее изложение материала по анатомии и физиологии человека, и выделенные фрагменты.
- ✔ Можно прочитать более содержательную, но в то же время и более сложную 2-ю часть книги.
- ✔ Наконец, наиболее любознательные и упорные специалисты могут прочитать полностью всю книгу, включая раздел Приложение, в котором приведено детальное описание наиболее сложных для понимания неподготовленным читателем механизмов функционирования отдельных физиологических систем организма человека.
Рис. 1. Плакат с наглядным примером регистрации физиологических показателей на полиграфе «Диана-07»
Авторы убеждены, что непрерывное системное обучение, направленное на освежение имеющихся и приобретение новых знаний, является неотъемлемой частью профессионализма в любой сфере деятельности. Данное пособие предназначено для тех наших коллег, которые разделяют эту точку зрения, и мы надеемся, что оно будет им интересно и полезно.